Дело Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении двух миллионов долларов взятки в одном из офисов «Роснефти», оказалось шоком для профессионального сообщества и простых граждан — как никак, а столь высокопоставленный чиновник впервые оказался под следствием.
Сделку по продаже госпакета акций «Башнефти» проводил банк ВТБ, главой наблюдательного совета является как раз Улюкаев. В этой связи пресса вспоминает скандалы, в которых упоминался Улюкаев и ВТБ.
Один из самых громких и недавних — продажа болгарской телекоммуникационной компании БТК (Bulgarian Telecommunication Company), владевшей всемирно известным брендом Vivacom. Предприниматель Дмитрий Косарев утверждает, что топ-менеджеры банка — он называет имя Юрия Соловьева — якобы нарушили законы, поскольку с ним, как с владельцем 43,3% Vivacom, поступили незаконно. В деле фигурируют 390 миллионов евро, выданных в качестве кредитов под залог акций БТК и InterV.
Косарев также указывал, что банк не имел права выдавать новый кредит под залог акций болгарского оператора, поскольку на тот момент акции Vivacom были арестованы сразу несколькими судами в качестве обеспечительной меры.
«Мы находим крайне необычным и явно находящимся вне обычной рыночной практики то, что новый кредит предоставляется на большую сумму (240 миллионов евро) для возврата старого кредита на меньшую сумму (150 миллионов евро) с тем же обеспечением. Качество обеспечения нового кредита, однако, гораздо хуже качества обеспечения старого кредита, учитывая риски акселерации долга по облигациям и риски банкротства БТК», — писал Косарев в письме министру экономического развития Алексею Улюкаеву и других высших чиновников, пишет The Moscow Post.
Однако Улюкаев это обращение оставил без ответа. Почему Улюкаев, зная о сомнительных операциях, никак не реагировал на них даже после открытого письма и массы публикаций в СМИ — открытый вопрос. Теперь известно, что слежка и прослушка министра велась длительное время, а потому есть шанс, что болгарская сделка также могла попасть в поле зрения правоохранительных органов. «Может быть, министр постарался „замять“ неприглядную историю с ВТБ, а премьер Медведев, действуя без лишней огласки, подключил к расследованию махинаций в ВТБ Следственный комитета и ФСБ?» — интересуется издание.
Между тем, Дмитрий Косарев утверждал, что сделка по продаже ТБК может обернуться для российского бюджета потерей до миллиарда долларов, ведь ВТБ — банк с государственным участием, которому придется покрывать издержи держателей облигаций компании. Разбирательство продолжается.
Еще одной громкой историей стали кредиты компаниям Мозамбика, выданные британской дочкой российского банка, обернувшиеся в итоге объявлением дефолта в связи с невозможностью выплачивать проценты и тело кредита. Тогда же британский регулятор FCA объявил о проверке ВТБ, обвинив его и Credit Suisse в нарушении законов о раскрытии информации — ведь они не уведомили держателей гособлигаций о кредитах. Международный валютный фонд также призвал разобраться в истории, ведь более миллиарда долларов до Мозамбика так и не дошли, исчезнув в направлении офшоров.
Издание отмечает, что дело Улюкаева в любом случае повлияет на дальнейшую деятельность ВТБ, хотя бы потому что настолько масштабные сделки не могли пройти мимо внимания главы наблюдательного совета банка.