Криминальный топливный спрут опутал Ленинградскую область. А как иначе описать то, что только в феврале 2017 года на территории Всеволожского и Выборгского районов ликвидировано пять несанкционированных врезок в МНПП?
ИА «Мосмонитор» в своем расследовании привело некоторые факты о том, как функционирует топливный рынок с «авторитетными бизнесменами» во главе. История одного из них начинается в 2009 году, когда представители Нефтяного клуба Санкт-Петербурга вместе с сотрудниками УБЭП и ФАС установили множество фактов нелегальной торговли топливом. В частности, на Мурманском шоссе во Всеволожском районе на стоянке большегрузного транспорта сотрудники правоохранительных органов обнаружили бензовоз, с которого незаконно реализовывалось дизельное топливо. Водитель бензовоза, одетый в фирменный комбинезон одного из известных петербургских топливных операторов, подтвердил, что дизель реализуется без товарно-кассовых документов; о происхождении топлива — сообщить отказался.
Другой нарушитель был обнаружен выездной рабочей группой в Сертолово. Он заправлял большегрузные машины непосредственно из двух цистерн, установленных прямо на земле, нарушая элементарные правила пожарной и экологической безопасности. «После того как машина заправляется таким топливом непонятного происхождения, возможны неполадки с двигателем. Кроме того, очевидно нарушение экологических, противопожарных и санитарных норм», — отмечал тогда представитель Нефтяного клуба.
Тогда эксперты пришли к выводу о том, что теневой рынок достиг отметки в 15%, а количество нелегальных автозаправок — до четверти от легально действующей сети.
Казалось бы, имеется широкое поле деятельности для правоохранительных органов. Но в их руки попадалась лишь мелка рыба, а вот покрупнее — увы, но крайне редко.
В 2014 году в Ленинградской области было выявлено 68 врезок, и каждая третья из них использовалась для хищений. Остальные случаи были «заготовками». Наиболее криминальными с этой точки зрения были названы Тосненский, Всеволожский и Киришский районы. В 2015 году эксперты Нефтяного клуба оценили нелегальный рынок дизельного топлива в Санкт-Петербурге в 10−15 тысяч тонн в месяц или в 3,5−5 миллиардов рублей.
Что и говорить, кусок крайне лакомый.
«Мосмонитор» указывает, что все участники топливного рынка знают, кто стоит за криминальным топливным бизнесом в регионе. И даже называет компании, которые якобы заняты в этом бизнесе. Среди них — АО «Р.О.С.Промнефть-Нефтепродукт», сменившая несколько названий — ЗАО «СТАНДАРТ-НЕФТЕПРОДУКТ», ПАО «Р.О.С.Промнефть», АО «Роспромнефть-Нефтепродукт», ПАО «Роспромнефть». Называется и имя владельца — Александр Вершинин. Человек весьма интересный, выживший после двух выстрелов из пистолета.
«Значительное количество фирм с красивым названием, начинающимся с магических букв „РОС“ не означает, что вы имеете дело с серьезной корпорации — скорее всего это красивая картинка (как и новая нефтебаза). Выглядит все достойно, но в профессионализме персонала мы сомневаемся. Больше похожи на фармазонщиков», — так описывал деятельность компании потенциальный партнер, слова которого приводит издание. И это не главное. В расследовании рассказываются и куда более жуткие свидетельства, в том числе и угрозы «проломить голову и бывшему сотруднику, и его жене». А также побои и издевательства.
Дельцы теневого топливного рынка действуют довольно примитивно: топливо воруют с нефтебаз и из тепловозов на железной дороге. Далее — свозится на перевалочные базы и нелегальные мини-НПЗ, которых в Ленобласти, по данным Нефтяного клуба, насчитывается не менее 15. Здесь оно смешивается с некондиционным нефтепродуктом, после чего проходит бумажная легализация и отправка на рынок. Частенько все продается на дорогах с передвижных емкостей, модульных заправок, а в промзонах порой и просто с бочек под маркой топлива заводского качества, но с заниженной ценой.
Поскольку спрос дешевого дизеля рождает предложение, нелегалы сумели за годы своей деятельности создать целые сети подобных точек розлива нефтепродуктов. Куда смотрят правоохранители? На вопрос можно дать весьма тривиальный ответ.