В России возрастание объема льгот по налогам для нефтедобывающей промышленности более не оборачивается ростом добычи и, соответственно, приводит к падению уровня бюджетных доходов. Потери сравнимы с суммами самых дорогих по стоимости нацпроектов, так что ситуация с льготами для нефтянки нуждается в кардинальном переустройстве.
Ратующие за обильные государственные вспомоществования, прежде всего сами производители, пытаются убедить тем, что нефтедобыча едва рентабельна. Но отчетность ФНС РФ говорит об обратном. По итогам 2018 года рентабельность добычи сырой нефти и природного газа — 35,3 процента, при среднем показателе российского экономического сектора в 12,3 процента.
Второй аргумент — нефть вскоре исчерпается. И этот довод не выдерживает критики. Доказанные запасы нефти на планете постоянно растут. Это же относится и к России. По итогам прошлого года доказанные запасы нефти в РФ подскочили на 8,7 процента. И в этом нет ничего выдающегося, так как рост непрерывен. Судите сами. Прогноз British Petroleum свидетельствует о том добыча нефти к 2040 году возрастет на 21 процент. Доля РФ в мировой добыче понизится с 10 до 9 процентов по причине всплеска добычи на американском континенте. Но это несущественно.
Нефтяники бьют бронебойными. Дескать, падает уровень качества нефтяных запасов. Однако они умалчивают об увеличении объема вследствие непрерывного наращивания эффективности добычи благодаря новейшим технологиям. В частности, дебет скважины зашкаливает за 9 миллионов тонн в сутки. Это больше показателя в 90-х годов. Аналитический центр при правительстве России уточняет, что наращивание добычи главным образом происходит за счет независимых нефтяных компаний и «Газпром нефти». Падение — за оставшимися крупными пользователями нефтяных недр.
Нефтяные короли, однако, не сдаются, выдвигая следующий тезис в защиту продления крупных налоговых преференций, — невысокий уровень нефтяных цен. Не обращая внимания на тот очевидный факт, что цена за предыдущие два года выросла считай что на 25 процентов, достигнув 70,01 доллара за баррель российской Urals в 2018 году. А ведь в 2017 году цена на этот сорт нефти составляла 53,03 доллара. В текущем, 2019 году, цена слегка снизилась до 64,54 доллара. Но это не критично, учитывая что российские нефтяники не добиваются одновременного с ростом цены повышения для них налогов.
За всем тем показательно, что нефтегазовые доходы это два ли не 50 процентов Российского бюджета. В 2018 году — 9 триллионов рублей из 19,4 триллионов. Даря льготы нефтяному сектору, государство автоматически отнимает у учителей и врачей, тем паче, что нефтяная промышленность и без того — одна из наиболее напичканных льготами отраслей российской экономики. За минувшие 5 лет вырос как совокупный объем нефтедобычи по льготным условиям, так и число категорий, подпадающих под льготы месторождений. На сегодняшний день это свыше десяти льготных категорий. Например, с 2013 года процент льгот для нефтедобычи нарастили с 26,7 до 49,8 в прошлом году и до 56,6 в первом квартале нынешнего, 2019-го, года. По этой причине в общем потери федерального бюджета возросли свыше двух раз. А именно: с 0,5 триллиона рублей до 1,2 триллиона рублей.
Это ничем не объяснить. И, казалось бы, больше некуда. Ан нет! В «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» зафиксировано, что в 2022 году преференции нефтянке зашкалят за 1,6 триллиона рублей.
При этом нельзя не видеть, что, несмотря на льготы и бодрые рапорты о росте добычи, её совокупный объем за пятилетие не изменился, топчась вокруг 490 миллионов тонн в год (налогооблагаемый объем, без учета СРП). И это на фоне свыше двукратного роста льгот нефтяникам. То же самое касается инвестиций в нефтедобычу — нет их сопоставимого роста. С 2014 до 2018 год они подросли чуть более 350 миллиардов рублей, или только на 33 процента. Одновременно показатель EBITDA — рост денежного потока — по отрасли превысил 2 триллиона рублей, увеличившись с 1,8 триллиона в 2014 году до 3,9 триллиона рублей в 2018-м.
Эту проблему заметил президент Путин. 22 июля этого года он заявил о заморозке предоставление новых преференций при разработке месторождений нефти до завершения инвентаризации их запасов и разработки единых критериев и порядка предоставления мер господдержки до 31 декабря 2019 года. Мораторий введен, чтобы дать правительству время жестко ограничить отраслевых толкачей-лоббистов. В этой связи представляется разумным, разрабатывая федеральные законы, при возникновении новых расходных обязательств или снижению доходов российских субъектов, предоставлять предложения полностью или частично компенсирующие как снижение подобных доходов, так и рост расходов.
Проблема лоббизма остра как никогда. В августе этого года льготы установлены для Приобского месторождения «Роснефти». А именно: 10-летний вычет по НДПИ на 46 миллиардов рублей в год. Аналогично для «Газпром нефти» — 13,5 миллиарда рублей в год с 2020 года. В ответ названные компании сулят инвестиции в Приобское месторождение с целью остановить резкое сокращение объема нефтедобычи.
Однако от правительства добиваются очередных льгот для месторождений в Арктике, где и без них нефтедобычу за 6 лет нарастили в 1,5 раза. Налоговые аппетиты нефтянки растут, которая пытается выкачать все новые льготы по налогу на прибыль и вычеты из отчислений в страховые фонды, по налогу на имущество, земельному налогу, а также ряд других преференций. К чести министерства финансов там отбили планы бессрочного освобождению от уплаты НДПИ новых месторождений на шельфе северных морей.
Минфин, Минэнерго и Минвостокразвития в октябре значительно урезали вариант льгот: налоговые послабления только в обмен на разработку новых месторождений. Арктические проекты отнесут к новой, пятой, категории при начислении налога на дополнительный доход (НДД). Параллельно ставку НДПИ обнулят лишь на первые 12 лет добычи. Далее на пятилетку — переходный период с ростом ставки НДПИ от нуля до ста процентов.
Тем не менее вопрос налоговых льгот нуждается в радикальном пересмотре. Иначе нельзя. Продолжая предоставление льгот, дело дойдет до того, что к 2024 году доля нефтедобычи в льготном режиме возрастет до 67,5 процента. К 2036 году этот показатель превысит 90 процентов совокупного объема добычи нефти в России. Какими последствиями оборачивается этот процесс, более подробно изложили наши коллеги.
Они же обратили внимание на порочную практику безвозмездной выдачи лицензий на месторождения госкомпаниям. Однако и «Роснефть», и «Газпромнефть», и «Газпром», и тому подобные имеют частных акционеров. В 2010 году при продаже месторождения Требса и Титова, то за одно месторождение получали свыше полумиллиарда долларов. В 2000-е годы нефтяники показывали ежегодный рост отраслевых показателей в 7−8 процентов без льгот. Ныне же при значительной поддержке правительства показатели отраслевого роста скукожились до 1,6 процента в год. Чтобы это значило? Нефтянке надо заново учиться развиваться с опорой на собственные силы.