Резонансное дело Константина Пономарева и шведского концерна ИКЕА, похоже, в скором времени, будет завершено, сообщает «Московский комсомолец». Ленинградский областной суд в июле этого года вынес решение о законности ареста счетов Пономарева, где лежат 25 млрд. рублей.
Арест был наложен в рамках расследования уголовного дела по ст. 159 ч.4 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Буквально перед этим состоялось несколько процессов, в ходе которых ряд арбитражных судов, а среди них и Высший арбитражный суд России, вынесли решения тоже не в пользу Пономарева.
Теперь нужно ждать действий со стороны российских налоговиков, чтобы прекратить одну из самых больших и сомнительных махинаций последнего времени. Выездная налоговая проверка, о которой Пономарева уведомили лично, была назначена еще в декабре 2013 года замначальника ИФНС России № 10 по г. Москве.
Конечно, вопрос о такой непонятной длительности проверки возникает. Хотя сам Пономарев еще на процессе по делу сокурсника Магнитского намекал на большой опыт работы с известным инвестором-финансистом Уильямом Браудером, у которого и научился создавать различные схемы по выводу денег из России.
Как известно, несколько лет назад бизнесмен Пономарев заставил концерн ИКЕА выплатить ему 25 млрд. рублей за поставленные дизель-генераторы. Счета были выставлены ИКЕА за потребление энергии генераторами, которых Пономарев завез в пять раз больше необходимого. По его схеме выходило, что заплатить надо не за потребленную энергию, а ту, которую эти генераторы могли бы производить круглосуточно в течение всего времени, пока они находились на территории мегамоллов ИКЕА.
Далее Пономарев совершил уникальную операцию, заключив соглашение в ноябре 2010 года между физлицом Пономаревым и ООО «САЭ» (владельцем и гендиректором которого являлся он сам) о «договоре передачи безналичных средств «на хранение». Это даже не «лазейка в законодательстве», а придуманная формулировка Пономарева, которая, по его мнению, если не запрещена, то разрешена. В любом случае, очень быстро миллиарды ИКЕА оказались на счетах в АКБ «Лесбанк», в который, по условиям договора, Пономарев их перевел. Сейчас это учреждение тоже проверяется органами финнадзора.
Затем Пономарев ликвидирует ООО «САЭ», присоединив его к ООО «АМД групп». Далее деньги были переведены на личные счета бизнесмена.
Все эти факты стали очевидными в ходе расследования иска, поданного концерном ИКЕА, когда шведская сторона была признана потерпевшей. В руках полиции оказалась копия договора хранения денег между «ООО «САЭ» и Пономаревым, подтверждающая уход от налогов и передачу денег. Своими действиями Пономарев нанес бюджету России ущерб в виде неуплаченных налогов на сумму более 8 млрд. рублей.
Издание пишет о том, что Пономарев якобы постарался поднять все свои связи, чтобы дело не попало к налоговикам. Частично ему это удалось — сначала 16 мая управление ФНС России запросило дело у полиции, а уже 26 мая прокуратура спешно и настоятельно предложила полиции дело закрыть. Но помешало решение Ленинградского облсуда, который подтвердил законность ареста счетов Пономарева. Теперь вернутся ли деньги в российский бюджет, будет зависеть от налоговой службы.