Крупнейший рынок в Европе. Кинематограф, как явление человеческой культуры, за свою более чем вековую мировую историю, уже давно стал неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Начинаясь как рекреационное и развлекательное направление, в настоящее время, кинематограф представляет собой мощнейший инструмент не только развлечения, но и формирования основ мировоззрения и мироощущения людей. Продвижение и закрепление общественных настроений, идей, образа жизни, технических новшеств — образовательная, пропагандистская, воспитательная и прочие задачи ставятся теперь перед кинематографом, подкрепляясь требованиями к актуальности и эстетике данного вида искусства.
Следует отметить: вся сфера производства и распространения кинопродукции представляет собой развитый и серьезный рынок. Например, согласно данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), российский рынок кинопроката стал крупнейшим среди стран Европы по объему проданных билетов: в 2019 году сеансы фильмов в кинотеатрах нашей страны посетили 219,4 млн зрителей, что при указанной в этом же издании средней стоимости билета, дает нам цифру объема рынка в более чем 60 млрд. рублей в год!
Но, несмотря на такие заманчивые цифры, киноиндустрия относится к бизнесу с достаточно высокими степенями риска. Это обусловлено непредсказуемостью зрительского поведения и их предпочтений, а также высокой конкуренцией в сфере кинопроизводства. Средний возраст кинозрителя в РФ составляет 28 лет, чаще всего в кино ходят зрители в возрасте 18 лет. При этом самая многочисленная группа кинозрителей — зрители в возрасте 25−34 лет (каждый третий посетитель кинотеатров). Киноаудитория Российской Федерации преимущественно женская (доля женщин — 55%).
Опираясь на необходимость ориентации на потребительские (зрительские) предпочтения, следует отметить: согласно различным рейтингам посещаемости фильмов, самым востребованным направлением является фантастическое кино — 3 из 10 самых кассовых российских фильмов прошлого года были фантастическими.
Далее по популярности на одной строчке находятся комедии, исторические картины, а также спортивные и спортивно-исторические или байопики, и всего 1 драма была представлена в рейтинге самых кассовых фильмов прошлого года. В принципе, данная картина весьма красноречива — общий уровень стресса и напряженности информационного поля толкает людей к просмотру фильмов, которые уносят их в прекрасные фантастические миры. Кроме того, именно фантастические фильмы способны с одинаковым успехом увлечь каждого члена семьи при семейном просмотре, когда как драмы и прочие направления не столь универсальны и могут иметь серьезные возрастные ограничения.
Издержки производства. Само кинопроизводство представляет собой хлопотный и достаточно дорогостоящий процесс. Кинопродюсеры вынуждены искать новые технические и организационные возможности для реализации своих амбициозных творческих и коммерческих проектов.
В структуре затрат представлены расходы на разработку художественного содержания фильма (сюда следует отнести разработку концепции кинопроекта, написание сценария, кастинги и другие подготовительные работы). Средства потребуются на условно техническое обеспечение (к которому можно отнести расходы на аренду павильонов, площадок и локаций, камер и другого оборудования, технические разработки — компьютерную графику и эффекты, персонал, художественное оформление и костюмы), а также на продвижение фильма и пост-продакшен.
Доходность кинобизнеса. Доходность данного бизнеса зависит от успешности и популярности самого проекта в сравнении с затратами на его производство и продвижение. По данным Фонда Кино, за пять последних лет средний производственный бюджет вышедшего в прокат российского полнометражного фильма вырос в полтора раза: с 116,2 млн рублей в 2015 году до 175,9 млн в 2019-м. В прошлом году в прокат вышли 177 российских фильмов (137 художественных, 9 анимационных, 26 документальных и 5 альманахов), производство которых осуществили 157 кинокомпаний.
Среди релизов 2019 года — 26 фильмов регионального производства (в 2018 году — 21). Лидером по количеству выпущенных фильмов среди регионов является Якутия (7 фильмов вышли в прокат в 2019 году, 5 — в 2018-м), на втором месте — Бурятия (по три релиза в 2018-м и 2019-м годах).
Необычная структура географии российского кинопроизводства объясняется наличием большого количества молодых производственных компаний в регионах и традиционно сложившимся интересом к определенным кинематографическим школам, проектам, идеям. Часто, причиной становится кинематографическая традиция или сила творческой личности.
Кроме того, в последнее время обозначается интерес к авторским проектам, которые имеют возможность экономии бюджета производства за счет неординарных приемов. Например, фестивальное, авторское, новаторское кино может быть снято и смонтировано при помощи привычного смартфона, а возможности сетевого и цифрового продвижения могут сделать этот продукт очень популярным — так мы получаем успешный и популярный проект с минимальными вложениями.
Сколько можно заработать? «Идея не стоит ничего, но идея стоит всего» — это расхожее выражение как нельзя лучше объясняет явление малобюджетного кинопроизводства мировых хитов. Довольно часто в мировой практике возникает ситуация, когда проходной или экспериментальный фильм становился бестселлером и приносил своим создателям огромные прибыли. Одним из самых ярких примеров можно считать нашумевший фильм в стиле мокьюментари «Ведьма из Блэр», снятый с минимумом декораций и вложений, но принесший своим создателям как славу, так и деньги.
Нужно понимать, что в структуре кинопроизводства и продуктового предложения в сфере кино действуют классические законы маркетинга. Поэтому у нас имеется массовое кинопроизводство на широкую аудиторию, таргетированное кинопроизводство на определенные сегменты зрителей (кино «для девочек», «для взрослых», «не для всех»
Тем не менее, в настоящее время потребительским поведением отчасти управляет контент и доступ к нему — зрители меняют свои привычки. Если раньше для зрителя становился событием сам поход в кинотеатр или просмотр фильма, то теперь зритель интегрирует фильмы в свою жизнь — мы привязываемся к франшизам, сериалам, ассоциируем себя с киногероями, окружаем себя атмосферой любимого фильма, что позволяет его создателям получать дополнительный доход от реализации сувенирной и сопутствующей выходу фильма продукции.
Если говорить о доходности кинобизнеса, то нужно понимать, что на него напрямую влияют управленческие и маркетинговые решения продюсеров, конъюнктура рынка, общественные настроения. Оптимизация бюджета производства может негативно повлиять на качество конечного продукта, но и неумеренные инвестиции в это производство не гарантируют успеха.
Довольно часто, в мировой практике, фильмы могут выходить просто в неправильном месте и в неправильное время — идеи фильмов могут противоречить быстроменяющимся общественным настроениям, а порой и политическим решениям, изменившимся основам морали или под воздействием иных факторов. Именно поэтому принято оценивать кинопроекты индивидуально, что поддерживает некую соревновательность как самих студий, так и режиссеров, актеров и команд.
Но если говорить об общих цифрах, то в российском производстве и прокате за прошлый год побывало 78 фильмов, созданных при частичной финансовой поддержке государства. Средний бюджет одного фильма, по данным Фонда Кино, составил 171,6 млн. рублей, тогда как общие сборы этих фильмов составили 11,2 млрд. рублей при совокупном объеме поддержки — 4,8 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что программа государственной поддержки российского кинопроизводства подразумевает субсидии и возвратные инвестиции. В среднем за пять лет доля государственной поддержки, выделенной на безвозвратной основе, составила 37% от совокупного производственного бюджета (с учетом средств, выделенных на условиях 100% возвратности, — 45,7%). Такое внимание государства к теме кинопроизводства в очередной раз доказывает важность кино для формирования понимания основ современного общества.
В следующей статье мы расскажем, какую долю занимает «продакт-плейсмент» в современном российском кинематографе, почему сегодня в России практически не снимаются фильмы для детей и куда движется отечественный кинематограф?
Николай Перепёлкин, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Message RU (Калининград).