РАН дала отлуп Минобрнауки РФ по проекту Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начальной и основной школы — первый-девятые классы.
Конфликт интересов, коррупционные риски, угроза падения эффективности росийского образования — приговор академического сообщества Стандартам активно пропихиваемых в жизнь министром Ольгой Васильевой.
Обо всем этом сказано в письме вице-президента РАН Юрия Балеги, датированном 28 марта, той же Васильевой.
Таким образом РАН стало на сторону педагогической общественности России, подозревающей, что новые Стандарты отбросят отечественное образование в пещерный век. А делается это с единственной целью обеспечения многомиллиардного барыша кипрскому офшорному монополисту.
Состряпанные на коленке под одеялом Стандарты в их нынешнем виде вредят делу и дискредитируют бьющуюся за них главу Минобрнауки. Отчетливо понимая это, академик Балега открытым текстом напомнил г-же Ваильевой о необходимости обеспечения в столь трудо- и наукоёмком деле, имеющем далекоидущие последствия, принципов гласности и прозрачности.
Рецепт академика Балеги несложен: обсуждение ФГОС на единой площадке, на сайте Минобрнауки — выводы экспертиз, отмечают СМИ.
И еще. Ученый муж призвал министра гарантировать «контроль независимости групп экспертов», разрабатываемых учебники новых Стандартов. К тому же рекомендовано создать совет для вынесения вердикта в спорах экспертов, отбирающих для школ новых учебников.
И немудрено. Балега отметил, что «примерно 90 процентов авторов учебников задействованы в подготовке ФГОС». Что это как не конфликт интересов и коррупционные риски? Ученый прям в суждениях: «Созданы условия, при которых экспертиза может быть использована для конкурентной борьбы и дискриминации конкурирующих научных школ».
Академия обратила внимание на исключенные из федерального перечня ряда учебников по математике и русскому языку, пособия по системе развивающего развития. Случайно ли?
Вице-президент РАН прав, указывая на необходимость введения и безусловного соблюдения антикоррупционных процедур, в том числе в отношении проталкивания издательствами своих шкурных интересов.
Не поспоришь и с рекомендацией, вести деятельность по отбору лучших учебников постоянным образом целью систематического их обновления научными открытиями.
В настоящее время в федеральном перечне значатся 1377 учебников. Из них только по русскому языку — 82, по литературе — 81, такое же количество по английскому языку… Однако Васильева, упорствуя в заблуждении, утверждает, что отечественной школе хватит двух-четырех учебников по одному предмету. Что это: глупость или чиновничий произвол? Стрижем всех школьников под одну линейку (?), отрицая возрастные, индивидуальные и прочие особенности учеников географически колоссальной, многонациональной и многоконфессиональной России. Думается, что вопрос риторический. Одначе, знает ли на него ответ министр Васильева?