ИА Message RU. В Калининградской области в районный суд обратилась S. с иском к N. о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование истица указала, что в июле 2015 года на автодороге в одном из районов Нижегородской области водитель автомобиля марки «Митцубиси» нарушил требований Правил дорожного движения и допустил столкновение с автомобилем марки «Тойота». В результате ДТП пострадали водитель и три пассажира автомобиля марки «Тойота», в том числе истица. После случившегося истица была доставлена в одну из больниц Нижегородской области, где в течение двух недель находилась на стационарном лечении, после этого она была отправлена на амбулаторное лечение по месту жительства.
Обращаясь в суд, истица указала, что в результате случившегося ее здоровью был причинен вред средней степени тяжести. Кроме того, она испытала нравственные страдания, поскольку находилась в Нижегородской области проездом, и рядом не было знакомых и родственников, которые могли бы оказать ей помощь в уходе и приобретении предметов первой необходимости, а сама она в связи с полученной травмой находилась на постельном режиме, прокомментировали в Калининграде сегодня, 24 августа 2017 года, собкору ИА Message RU в пресс-службе областного суда, не указав наименование суда первой инстанции.
Изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд пришел к следующему.
В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности
Согласно ст.ст. 151, 1100 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Суд установил, что в данном случае гражданин N. был на законных основаниях допущен к управлению транспортным средством.
При этом суд счел, что лицо, осуществляющее деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих и при этом не соблюдающее требования ПДД РФ, обязано осознавать и предвидеть последствия. Поэтому суд пришел к выводу о том, что водитель автомобиля марки «Митцубиси» должен компенсировать вред, причиненный истице.
Районный суд решил взыскать с N. в пользу S. компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
На данное решение ответчиком была подана апелляционная жалоба в областной суд в Калининграде, однако судебная коллегия по гражданским делам признала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.