Зарубежные новостные издания опубликовали информацию о приостановке соглашения о создании российской военной базы в Судане, ссылаясь на анонимные источники в Хартуме.
Эта информация опровергнута. Однако вброс породил обширную дискуссию и актуализировал вопрос о целесообразности военного присутствия России за рубежом.
Своим мнением поделился писатель Евгений Норин. Он подчеркнул, что любая военная операция сопровождается рядом логистических задач и наличие военной базы в каком-либо регионе позволяет в кратчайшие сроки перебросить существенный воинский контингент.
«На военной базе за рубежом почти никогда не находится какой-то мощный контингент, но это и не требуется. Смысл в том, что у нас всегда есть аэродром, способный принять самолеты, причал для кораблей, запасы топлива, боеприпасов, запчастей, ремонтные мощности. Разгрузить корабль прямо на пляж крайне трудно, разместить боевой самолет в голом поле тоже, а вот подготовленная позиция — это тот „портал“, через который мы можем перебросить хоть авиаполк, хоть военную флотилию, хоть мотострелковый батальон», — объясняет Норин.
Писатель добавил, что сама возможность подобной переброски «остужает головы» локальных диктаторов или местных полевых командиров.
Также эксперт указал на проблемы безопасности в современном мире. При всех экономических, научных и культурных связях, опоясавших планету, угроза для россиян может возникнуть где угодно.
«Все, наверное, помнят историю мая 2010 года — в полутысяче миль от берегов Сомали местные пираты напали на танкер „Московский университет“. Почему трагедии тогда не произошло? Потому что в двух шагах (по морским меркам) от танкера находился российский военный корабль. Родина пригнала к месту действия БПК „Шапошников“ и выкинула негодяев за борт. Но это так удачно сложилось, что у нас фрегат моря бороздил достаточно близко от танкера. А нам не нужны удачные совпадения, нам нужна работающая система», — заметил Норин.
Вопрос зарубежных военных баз — это вопрос собственной безопасности. Судан является местом, где необходимость военного присутствия назрела давно.
«Красное море — это главный проспект мирового судоходства. А где судоходство, там и пираты, и вообще всяческий криминал — от международной работорговли до нелегальных перевозок оружия», — объяснил собеседник.
Кроме того, российское военное присутствие способно оказаться фактором стабильности в Судане. В обмен на это Россия может получить выгодные контракты на добычу полезных ресурсов, что благотворно скажется на национальном бизнесе.
В заключение Норин отметил, что опыт многих государств от Сербии до Шри-Ланки демонстрирует необходимость обладания существенными военными возможностями даже при наличии самых миролюбивых намерений.
«…Хочешь мира — заведи себе большую пушку и будь готов ее применить. Это очень грустная и злая картина мира, и у нее есть только одно достоинство: она про реальность. Наша страна строит военные базы на другом конце географии не потому, что в Кремле Киплинга любят, и не для того, чтобы привлечь к себе внимание. Это мир так безопаснее делают», — резюмировал собеседник.
Указ о создании базы материально-технического обеспечения в Судане был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в ноябре 2020 года. В соответствии с соглашением, Россия сможет единовременно размещать на военной базе до 300 военнослужащих и до четырех военных кораблей.