В Калининграде 13 октября в онлайн-формате состоялось очередное заседание временной рабочей группы по разработке методических рекомендаций об основных принципах организации и деятельности общественных палат (советов) муниципальных образований.
Временная рабочая группа создана при комиссии по общественному контролю, взаимодействию с общественными советами и СМИ Общественной палаты Калининградской области.
Отмечалось, что, несмотря на сложную эпидемическую обстановку, Общественная палата продолжает работать над совершенствованием регионального законодательства для обеспечения практических механизмов претворения в жизнь общественного контроля как на уровне субъекта РФ — Калининградской области, так и на уровне муниципальных образований региона.
Федеральное законодательство определило общественные палаты и советы муниципальных образований (МО) в качестве субъекта общественного контроля. При этом остается неопределенность в порядке формирования этих институтов и характере их взаимодействия с органами местного самоуправления, прокомментировали в Калининграде сегодня, 14 октября 2020 года, собкору ИА Message RU в Общественной палате Калининградской области.
Подавляющее большинство муниципальных общественных советов в Калининградской области создается при администрации городских округов и именуется как общественный совет при главе администрации. Несамостоятельность и зависимость общественных институтов от органов местной власти в самом их наименовании происходит при очевидном нарушении ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Борис Трегубов, заместитель председателя экспертного совета Общественной палаты Калининградской области, рассказал о существующих практиках формирования и организации взаимодействия общественных палат (советов) с органами местного самоуправления в Калининградской области и в других регионах страны.
Можно выделить три модели формирования этих общественных институтов. Наиболее распространенная — односубъектная модель формирования общественных советов (ОС): субъектом формирования ОС являются либо администрации муниципальных образований (из 22 муниципальных образований региона так сформированы 16 ОС), либо представительные органы местного самоуправления (сейчас действуют три общественных совета в муниципальных образованиях Балтийского, Багратионовского и Правдинского городских округов).
Двухсубъектная модель создания ОС реализуется также в двух вариантах, где субъектами их формирования являются, с одной стороны, администрации или представительные органы муниципальных образований, а с другой — утвержденные указанными органами местного самоуправления члены советов нового состава уже самостоятельно приступают к формированию полного состава советов. В рамках этой модели действуют два общественных совета в Светловском и Неманском городских округах.
Трехсубъектная модель создания ОС воспроизводит на муниципальном уровне схему формирования региональных общественных палат. В Калининградской области так сформирован единственный муниципальный ОС в Гвардейском городском округе: кандидатов в составы ОС отбирают администрация и совет депутатов муниципального образования.
В ходе заседания также озвучены проблемы взаимодействия общественных советов и органов местного самоуправления (ОМСУ). С одной стороны, это неготовность ОС защищать право на реальное участие в принятии управленческих решений, а с другой — неготовность руководства ОМСУ к равноправному диалогу с ОС как партнером, который пытается войти в сферу принятия управленческих решений.
Из-за этих проблем снижается уровень удовлетворенности населения региона степенью развития институтов гражданского общества, местного самоуправления, защиты прав и свобод гражданина, в то же время растут уровень неверия людей в способность влиять на принятие решений органами местной власти и отчуждение от органов местной власти.
Поэтому назрела необходимость разработать закон по формированию общественных палат (советов) муниципальных образований региона, аналогичный закону «Об общественных советах при органах государственной власти Калининградской области». Этот закон должен убедить граждан, что есть институт, способный поставить под контроль действия органов местной власти и влиять на принятие управленческих решений.
По занавес заседании резюмировалось, что необходим закон, определяющий правила игры по формуле «единство — в многообразии» и учитывающий специфику всех муниципалитетов региона. Предложено к началу 2021 года подготовить концепцию закона и в январе следующего года на заседании Общественной палаты ее обсудить.