ИА Message RU. В СЗФО по итогам служебной деятельности в 2016 году лучшим спасателем-кинологом признан сотрудник Поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области Юрий Мурушкин.
Юрий Владимирович — спасатель-универсал. Он не только отличный кинолог и инструктор по служебному собаководству, спектр его профессиональных умений довольно широк: водитель, стропальщик, газоспасатель. А также он владеет техникой десантирования с вертолета, в том числе со служебной собакой. Имеет допуск к работе с гидравлическим спасательным оборудованием, имеет право оказывать первую помощь людям, попавшим в ДТП.
Мурушкин — неоднократный победитель всех видов соревнований — от городских и областных по служебному собаководству до зональных и региональных, в которых принимают участие кинологические расчеты. В частности, победитель в личном зачете VIII открытых соревнований поисково-спасательных расчетов на кубок отряда «Центроспас» и зонального конкурса СЗФО, посвященного 20-летию создания кинологической службы МЧС России.
С начала службы в 2012 году Юрий Мурушкин принимал участие более чем в 200 поисково-спасательных работах техногенного, водного, природного и бытового характера, в том числе, поисках потерявшихся грибников, в которых ему помогал пес породы бордер-колли по кличке Акай, прокомментировали в Калининграде сегодня, 26 декабря 2016 года, ИА Message RU в ГУ МЧС России по Калининградской области.
Юрий Мурушкин постоянно совершенствуется как профессионал, старается быть в курсе всех новых методик и разработок в области служебного собаководства. Охотно принимает участие в профильных семинарах, курсах и соревнованиях. В частности, он ездил по обмену опытом в Германию, проходил обучение в питомнике Центральной школы военного собаководства «Красная звезда» в городе Дмитров.
— Общение с коллегами по профессии из других регионов, — считает Юрий Владимирович, — очень важно. Мы участвуем в соревнованиях не с целью выяснить, кто из нас круче, а, прежде всего, чтобы иметь возможность поделиться опытом, показать свою работу и посмотреть на других, взять себе лучшее.
Юрий Мурушкин рассказал Надежде Поповой о себе, собаке и работе.
— Я работаю кинологом с 1995 года. Начинал с зонального центра кинологической службы МВД Калининградской области. Сначала участвовал в патрулировании в составе ППС. Затем занимался подготовкой собак по следовой работе, по поиску преступников, непосредственно выезжал с опергруппой на задержание. Потом учил собак искать взрывчатые и наркотические средства. Пришел в МЧС, имея большой опыт.
— Пригодился ли он Вам на новой работе?
— Хотя имеются свои нюансы, требования к подготовке животных у обоих ведомств практически одни и те же. В основе дрессировки и воспитания — любовь к своей собаке, личные с ней отношения. Отличаются условия работы, но нельзя сказать, что собакам тяжелее работать в полиции и легче — в МЧС.
— В милиции все-таки опаснее. Там вооруженные преступники…
— Мы участвовали в задержаниях преступников, но, к счастью, не доходило до гибели собаки. Во время поисковых работ в МЧС бывало, проваливались в ямы. Первая задача кинолога — беречь собаку, уметь предугадать ее действия во время работы. С этой целью проводятся тренировки, курсы по послушанию и ловкости, чтобы кинолог мог управлять своей собакой в любой ситуации. Она должна мгновенно слушаться, чтобы, например, не упасть с обрыва или не попасть под машину.
— Расскажите о своей собаке.
— В поисково-спасательном отряде это уже вторая моя собака. Начинали мы с опытным лабрадором, который сейчас «вышел на пенсию» по возрасту и живет у моих друзей. Параллельно я присматривался к службе в МЧС и воспитывал Акая, который был еще щенком.
С породой бордер-колли я столкнулся впервые в МЧС. Мы в спасотряде перешли на них после лабрадоров, потому что с этими собаками легко работать, они хорошо дрессируются. А также обладают хорошим чутьем, активны и отличаются неплохой памятью, психической устойчивостью и рабочими качествами. Собака этой породы всегда хочет понравиться своему хозяину, сделать именно то, что он хочет.
С Акаем работаем три года. Все это время он сдает аттестацию на класс «В», участвует во всех соревнованиях. Вместе с ним мы выезжаем на поиск людей. Служебные собаки позволяют значительно сократить сроки поисков, потому что кинологический расчет способен в короткое время прочесать значительную по площади территорию, они помогают спасателям на самых трудных участках, где потерявшихся можно просто не заметить.
В этом году, например, мы с Акаем участвовали в поисках и спасении группы грибников — женщин и ребенка, заблудившихся в районе Правдинского полигона. Они умудрились забрести в настоящие дебри — кустарник и трава по шею. Наши четвероногие помощники почуяли каких-то людей в районе поиска с расстояния 500−700 метров и обозначили их. С большой долей вероятности можно было сказать, что это именно те, кого мы ищем — только грибники могут забраться в такую чащу. Пошли с собаками в том направлении.
Поиски быстро увенчались успехом, после того, как спасатель Василий Чирик спустился к реке и услышал голоса: стало понятно, что потерявшиеся находятся рядом с водой выше по течению. Тогда было принято решение поднимать вертолет для их эвакуации. Дело в том, что одна из женщин, довольно немолодая, страдала сердечной недостаточностью, и к этому моменту она в течение уже суток не принимала лекарств. А вынести ее на носилках через густые заросли было просто не реально. Стоит ли говорить, что в такой критической ситуации без собак мы бы этих людей просто не спасли.
Хочу заметить, что у нас в отряде еще не было такого случая, чтобы человек нашелся на каком-то участке, на котором его перед этим искали и не нашли собаки. Хотя, если собака не нашла человека, там, где он был потом был обнаружен — это не обязательно означает, что она плохо работала. С большей долей вероятности можно сказать, что именно в тот момент человека в этом районе просто не было. Грибники ведь тоже не стоят на месте и могут пройти значительное расстояние, пока их, наконец, обнаружат.
— А много служебная собака может пройти во время поисковых работ?
— В зависимости от погоды, от характера местности они могут работать в среднем по три-четыре часа. Потом требуется отдых. Бывают погодные условия, которые больше способствуют работе. Легче собакам, кстати, работается в тумане и когда не жарко и не слишком холодно — тогда лучше сохраняется запах. В МЧС нас больше всего также устраивает, когда дует ветер — с подветренной стороны можно почуять человека на большом расстоянии, даже до полукилометра.
— Грибники теряются летом и в начале осени. А чем занимаются кинологи все остальное время года?
— Тренируют собак, чтобы поддерживать их в рабочей форме. Каждую неделю проводим плановые дрессировки, имитируем ситуации, связанные с поисками людей. Например, прячем кого-нибудь в лесу, а потом ищем по заданным координатам с собаками. Чаще всего статистами становятся местные школьники.
— Как долго собаки служат в МЧС?
— По приказам — до восьми лет. Но реально, если собака хорошо работает, находится в хорошей форме, этот срок может и увеличиться. «На пенсии» четвероногие спасатели не оказываются на улице, на них очень большой спрос. Вырастить служебную собаку — большой труд, на который способен не каждый, а иметь обученное животное у себя хотелось бы многим.
— А как собака переживет разлуку с хозяином, с которым она работала долгие годы?
— Существуют специальные методики передачи служебных собак другим хозяевам.