ИА Message RU. Из Калининграда барк «Крузенштерн» 25 апреля открыл навигацию 2017 года.
В первом рейсе парусник зайдет в порт Свиноуйсьце в Польше, Гамбург в Германии и Остенде в Бельгии. В этом году барк попробует себя в новом амплуа — станет площадкой для презентации туристического и промышленного потенциала Калининградской области, а также ее инвестиционной привлекательности.
Министерство по культуре и туризму Калининградской области 6 мая в Гамбурге проведет под парусами пресс-бранч для представителей ведущих СМИ ФРГ, а также популярных немецких блогеров, освещающих темы экономического сотрудничества и развития двусторонних отношений между Германией и Россией. В рамках этого мероприятия министр по культуре и туризму Андрей Ермак проведет презентацию потенциала Калининградской области.
После пресс-бранча АО «Корпорация развития Калининградской области» на открытой палубе судна «Крузенштерн» проведет круглый стол с членами Торговой палаты Гамбурга и бизнес-сообщества, заинтересованного в развитии бизнеса на территории Калининградской области.
Представители АО «Корпорация развития Калининградской области» присутствовали на торжественном построении перед отплытием и взяли интервью у капитана-наставника барка «Крузенштерн» Михаила Новикова.
— Михаил Вячеславович, скажите, пожалуйста, какой смысл Вы вкладываете в понятие «Крузенштерн» — символ Калининградской области?
— Начиная с 1991 года, когда состоялась передача барка Балтийской государственной академии РФ, и экипаж, и город создавали ему определенный имидж и всячески поддерживали «Крузенштерн» в различных проектах и начинаниях, что позволило, прежде всего, содержать судно в хорошем техническом состоянии благодаря специалистам завода «Янтарь» и судоремонтного завода в Светлом.
Это и профессиональный экипаж, состоящий в основном из калининградцев, это и многочисленные курсанты, которые за прошедшее время прошли плавательную практику на борту, и то, какими они возвращаются… Все это и создает общий положительный имидж, на который теперь равняются другие корабли. И эта миссия, которую «Крузенштерн» выполняет за границей как символ Российской Федерации, и, прежде всего, как представитель Калининградской области, и позволяет ему быть таким уникальным, тем более, что на корме написано «Калининград», и этим многое сказано.
— Вы не считаете, что все это накладывает дополнительную ответственность на экипаж, на ребят-стажеров? Насколько тяжело им нести такое бремя?
— Однозначно, тяжело. Но основная нагрузка ложится на командный состав судна, а это люди, которые уже долгое время работают на «Крузенштерне». У нас есть своеобразная преемственность — когда все навыки, умения, морские традиции бережно передаются от одного поколения моряков «Крузенштерна» другому. И в этом тоже своеобразный залог успеха.
— Барк отправляется в Польшу, Германию, Бельгию. Расскажите, как происходят стоянки судна в заграничных портах? Много ли людей приходит посмотреть на «Крузенштерн»?
— У людей — уважение к Российской Федерации как к стране, которая сохранила этот парусник. В прошлом году мы отпраздновали 90-летие судна, и иностранцы, особенно немцы, видят, в каком хорошем техническом состоянии находится барк, и они говорят об этом.
Очень большой интерес к «Крузенштерну» как к парусному судну, которое было построено последним в Германии. Поэтому оно имеет такое историческое значение, очень трепетное отношение к нему у людей, которые приходят посмотреть, как судно выглядит снаружи, как сохранилась палуба — проявляют морской исторический интерес. Также им интересен и наш регион: мы часто возим на борту фотовыставки, различные экспозиции, в том числе используем современные технологии — демонстрации захватывающих материалов о нашей стране и области. И люди видят это не только на картинках — они видят, какие курсанты у нас на борту, общаются с ними.
Ребята проводят экскурсии по судну на английском языке, и таким образом иностранцы знакомятся с нашим молодым поколением россиян, и отмечают, что наша молодежь — особенная. Им кажется, что курсантов специально отбирают; на самом деле на судно попадают те, у кого нет задолженностей по учебе.
И такая высокая оценка не может не радовать. Ежедневно в таких портах, как Гамбург, на судно приходит порядка 5−6 тысяч человек. Это очень большой поток. Люди приходят, фотографируются, задают много вопросов, и чувствуется, что им приятно и комфортно находиться на «Крузенштерне».
— Как Вы считаете, что можно было бы еще добавить к фотовыставкам, чем еще можно дополнить экспозицию «Крузенштерна», чтобы заинтересовать людей, чтобы продвигать Калининградскую область?
— Пусть я буду мечтателем, но мне бы очень хотелось, чтобы у «Крузенштерна» появилось красивое место стоянки, где можно было бы устраивать морские фестивали, где можно было бы обустроить досуговую зону, где у жителей и гостей города была бы возможность ознакомиться со спасательным снаряжением, попробовать себя в вязке морских узлов. Мне очень хочется думать о «Крузенштерне» как о символе морских фестивалей российской Балтики. Потому что получается так, что Калининград один из немногих портов на Балтийском море, который не проводит масштабных морских фестивалей, хотя практически все парусники РФ, в том числе и дальневосточные, ремонтируются у нас. Теперь уже никто не может отрицать, что Калининград в настоящее время — это гавань и кузница парусных кораблей.
Давайте вместе делать этот фестиваль и не только для жителей нашего города, но и для всей нашей необъятной страны и для иностранцев, потому что люди будут приезжать сюда, ибо в наш век парусники — это поистине уникальное явление!
Досье. Учебно-парусное судно «Крузенштерн» ежегодно совершает, как правило, три учебных рейса по разным маршрутам. В зависимости от участия барка в общественно-значимых мероприятиях или регатах в различных акваториях и портах, меняется и план-график. Навигация начинается обычно в марте-апреле, а осенью судно возвращается в Калининград, чтобы в течение осени-зимы пройти необходимый ремонт.
В каждом учебном рейсе, длящемся не менее 2-х и не более 4-х месяцев, на борту находится 120 практикантов. Это курсанты морских специальностей учебных заведений Росрыболовства: судоводители, судомеханики, радисты. Они проходят свою первую плавательную практику по программам своих учебных заведений.
«Крузенштерн» — последний в мире винджаммер — тяжелый корабль с полным парусным вооружением, 4-х или 5-тимачтовые барки со стальными корпусами, мачтами и реями, а также с такелажем из стальных тросов и цепей, которые строились, начиная примерно с 1880 года и до окончания коммерческого судоходства под парусом (приблизительно — 1957 года), преимущественно для океанического плавания.