«Люди моря» представлены на курортном побережье российской Балтики

Пожалуй, самые интересные экспонаты рассказывают о племени асматов, которое отличается крутым нравом.

imageВ Калининградской области в городе Светлогорске после реэкспозиции откроется Морской выставочный центр.

4 тысяч квадратных метров музейных помещений с 17 апреля превратятся в далёкие, экзотические острова Индонезии. Представленные здесь предметы народов, населяющих Юго-Восточную Азию, помогут с головой окунуться в жизнь папуасов и познакомиться с их культурой и религией — выставка «Люди моря».

«Пожалуй, самые интересные экспонаты рассказывают о племени асматов, которое отличается крутым нравом. Большая часть его мужчин и сейчас охотятся за головами, и добыча этих самых голов врагов — их основная задача. В экспозиции представлены такие трофеи, окутанные страшными легендами и повествующие свою жуткую историю, — прокомментировали в Калининграде сегодня, 13 апреля 2016 года, ИА Message RU представители Морского выставочного центра.

— У асматов естественной считалась лишь смерть маленьких детей и глубоких стариков, почивших в мире, все остальное представлялось результатом действий врагов, черной магии или злых духов. Для отмщения следовало добыть головы недругов. В набеги отправлялись опытные воины и юноши, которые должны были доказать, что они достойны считаться полноправными членами племени. Головы, добытые в таких набегах, бережно сохраняли, поскольку существовало твердое убеждение, что магическая сила, сосредоточенная в них, способствует процветанию племени, плодородию полей, рождению детей и т. п. Их хранили в „мужском доме“, обычно неорнаментированные, при этом от черепа отделяли нижнюю челюсть, и юноша мог подарить ее понравившейся девушке в качестве украшения.

А вот к черепам уважаемых членов племени, умерших мирно и по вполне себе естественным причинам, относились с большим уважением. Их тщательно отделывали и декорировали, стремясь создать облик удачливого охотника за головами. В отличие от черепа врага, который подвергался некоторым актам вандализма, нижнюю челюсть ндамбиркуса крепко подвязывали, а пустые глазницы и носовые отверстия заполняли смесью из пчелиного воска и клеящего состава. В них традиционно вставляли красные семена абруса молитвенного (Abrus precatorius) и светло-серые зерна растения иовлевы слёзы (Cóix lácryma-jóbi). К черепу крепили плетеные серьги с подвесками из бусин и зерен, надевали головной убор, как правило, из перьев какаду, символизировавшего у папуасов охоту за головами. Дополняли убранство традиционные украшения для носа. У экспонирующихся на выставке черепов это спиралевидные, вырезанные из раковин бипане и костяная палочка оч.

Асматы верили, что ндамбиркус наделен магической силой, и в нем пребывает дух умершего родича. Для того чтобы усилить связь с ним, они старались постоянно держать череп ближе к себе. Днем его носили на шнурке, надетом на шею, причем лишь обладавшие высоким статусом мужчины могли носить череп на груди, остальные — только на спине. Не расставались с черепом и ночью. Считалось, что во сне душа живого человека может выйти из тела и отправиться странствовать. Поэтому ндамбиркус использовали как подголовник, надеясь, что дух предка не даст душе уйти. Женщины не могли так тесно контактировать с черепами предков, но могли их наследовать. В подобном случае череп клался на верхнюю балку в доме и оберегал жилище и его обитателей».

Ваше мнение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.